Как правильно строить бизнес по франшизе

Франшиза. В последнее время все чаще и настойчивее нам предлагают стать счастливым обладателем франшизы на очень привлекательных условиях и конечно же очень быстро и без особых усилий разбогатеть.
Давайте разберемся, что же стоит за этим понятием, на что стоит обратить внимание при данном ведении бизнеса и если все таки вы решились стать франчайзи-как все это правильно оформить.
 
Франшиза это модель ведения бизнеса при котором владелец бизнеса или обладатель товарного знака (франчайзер) за определенную плату представляет другим лицам право использования своих исключительных прав в том числе: модель ведения бизнеса, перечень поставщиков и подрядчиков маркетинговые и иные планы и т.д.
 
Можно сказать что пользователь (фрвнчайзи) становится счастливым обладателем успешной схемой ведения бизнеса. Выгода для обоих сторон очевидна: франчайзер получает денежные средства, увеличивает влияние своего бизнеса и узнаваемость бренда, а франчайзи приобретает рабочий инструмент экономя на продвижение товаров и услуг и обходя ошибки и подводные камни присущи началу любого бизнеса.
 
Но это все радужно при правильном выборе франшизы и грамотном оформлении всех необходимых взаимоотношений. В противном случае исход данного мероприятия может быть весьма плачевным и не только в потере вложенных денег но и в исполнении каких либо обязательств прописанных в подготовленных франчайзером документах.
 
В данной статье мы не будем останавливаться на том, что открытие любого бизнеса это взвешенное и обоснованное решение принимать которое волен каждый гражданин. Мы лишь укажем некоторые особенности, в том числе из нашей практики в решении корпоративных споров. Во первых, как бы красиво не была бы оформлено предложение о франшизе-это не всегда гарантированный успех с минимальными вложениями денег, сил и времени, а самое главное что данная модель не дает предпринимателю возможности самостоятельной деятельности. Какие бы гениальные мысли не приходили бы франчайзи в голову в части оптимизации и доходности бизнеса, он всегда будет ограничен в своих действиях со стороны франчайзера и обязан будет неукоснительно соблюдать различные обязательства и требования установленные франчайзером.
 
Так же, думаю, не стоит особо описывать выбор франшизы и стоимость её, так как чем заниматься это выбор каждого предпринимателя а стоимость сложно описать так как франшизы в различных сферах имеют свои особенности описать которые просто не возможно. Единственное, на чем можно остановится, это  форма оплаты. Франчайзер потребует либо паушальный взнос (первоночальная плата за франшизу) либо роялти (регулярный платеж), или же оба платежа вместе. Выбор формы оплаты тоже зависит от предпочтений начинающего предпринимателя, но тут стоит предостеречь-при отсутствии роялти франчайзер может потерять интерес к вашему бизнесу и вы можете лишиться сопровождения и консультаций в будущем. Все таки Российские реалии бизнеса стоит учитывать и в этом формате. Поэтому перед приобретением франшизы соберите побольше информации о франчайзере, вплоть до консультации у тех кто уже стал обладателем данной франшизы.
 
Немного поговорив о франшизе в целом, давайте перейдем к правовым аспектам этого формата бизнеса.
В нашем законодательстве такого понятия как «франшиза» не существует, существует 54 глава ГК РФ которая регулирует «Коммерческую концессию», данный механизм схож с франшизой хотя не идентичен ему.
 
Для франчайзи правильным будет заключать именно договор коммерческой концессии, а не какой либо другой договор, ведь только праильное оформление взаимоотношений защитит франчайзи как наиболее слабую сторону и заставит франчайзера реально исполнять обязанности по сопровождению бизнеса в будущем. На практике, франчайзеры оформляют соглашения о предоставлении прав, лицензионные договоры, договоры поставки, возмездного оказания услуг и т.д. и всевозможными способами уклоняются от заключения договора коммерческой концессии, объясняя это сложностью пакета документов и необходимостью регистрации договора в Роспатенте. Данное поведение франчайзера это повод задуматься о его добросовестности.
 
Даже если франчайзер готов подписать нужный пакет документов, обязательно проверьте основные положения договора. В договоре должно быть четко указанно каким товарным знаком вам разрешено пользоваться с указанием его регистрационного номера и даты приоритета. Так же стоит обратить внимание  соответствует ли класс использования товарного знака предполагаемым видам услуг. Иначе подписанный договор не будет квалифицироваться как договор коммерческой концессии. Так же немаловажным условием является условие об ограничении прав, так называемое условие о неконкуренции. Обычно за нарушении данного условия предусмотрены суровые финансовые санкции. Поэтому в интересах франчийзи прописывать данный пункт более конкретно и желательно убедить франчайзера предусмотреть минимальные штрафы.
 
Сроки франшизы могут быть любые, но стоит заметить, что чем больше срок тем более выгоден он для франчайзи.
Так же стоит обратить внимание на условия по прекращению франшизы (расторжение договора коммерческой концессии). Правильное и четкое формулирование обстоятельств и оснований прекращения договора поможет в будущем обеим сторонам расстаться на взаимовыгодных условиях.
На последок хотелось бы еще раз сказать, что каким бы привлекательным не казался бизнес по франшизе, данный формат имеет свои особенности и подводные камни и правильное и четкое понимание правовых механизмов регулирующих данный вид бизнеса поможет вам не потерять свои деньги а развивать бизнес в намеченном плане. 

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *